Логика сибирской логистики. Как отрасль отреагировала на экономический кризис - Регион 174
г. Челябинск, ул. Курчатова 19 корп. 2, оф. 531

Логика сибирской логистики. Как отрасль отреагировала на экономический кризис

Грузовые перевозчики СФО постепенно восстанавливаются от удара, нанесенного экономическим кризисом. На пике пандемии падение объемов работы у них превышало 40 %. Сегодня ситуация намного лучше, но до восстановления прежних показателей еще далеко.

Как коронавирус изменил сферу логистики, много ли сибирских игроков покинули рынок и могут ли IT-инструменты перевернуть отрасль в будущем, в материале «ФедералПресс».

Оптимистичный базис

До весны 2020 года логистическая отрасль Сибири развивалась достаточно высокими темпами – этому способствовал целый ряд факторов, действующих как за пределами Сибирского федерального округа, так и непосредственно в регионах СФО. Совокупность наращивания объемов перевозок транссибирскими транзитными маршрутами, увеличения спроса на внутрирегиональные перевозки, а также активизации торгово-транспортных взаимоотношений с Китаем привела к синергетическому росту сибирского логистического рынка.

По словам президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергея Максимова, через крупнейший город региона – Новосибирск – проходят Западное (Москва, Санкт-Петербург, регионы Центральной России, частично страны ЕС), Восточное (Якутия, Дальний Восток, сухопутные пограничные переходы с Китаем, дальневосточные порты) и Южное (Казахстан и транзит в Китай, страны Средней Азии) логистические направления. При этом город обеспечивает как консолидацию грузов для передачи на магистраль, так и распределение грузов получателям в соседние регионы. Этому способствует и концентрация современного складского хозяйства – на долю Новосибирска приходится 79 % всего объема складских комплексов классов А и В в Западной Сибири (Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский и Красноярский края).

«Ранее российские транспортные средства могли заезжать только на приграничные территории и забирать грузы оттуда. Но с 2019 года транспорт получил возможность заезжать в Китай и забирать грузы напрямую у отправителей», – говорит руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России Иван Головко.

В результате в Сибири наблюдался достаточно высокий темп роста транспортно-логистического рынка, а особенно контейнерных перевозок. По данным Сергея Максимова, в 2017 году объем переработки крупнотоннажных контейнеров в Новосибирском транспортом узле вырос на 25,2 % к уровню 2016 года, в 2018-м– на 22,2 % к уровню 2017 года, в 2019-м– на 15,1 % к уровню 2018 года. Таким образом, за три года суммарный объем переработки контейнеров вырос на 76 %.

Сибирская логистика в допандемический период прирастала не только объемными показателями – наблюдались и структурные изменения маршрутов перевозок. Так, генеральный директор FM Logistic в Центральной и Восточной Европе Кристоф Менивар отмечает тренд на переход от поставок из Москвы к прямым поставкам из-за рубежа, напрямую из стран-производителей.

«По сути идет локализация поставщиков, когда логистическим организационным ядром становится не Москва, а столица макрорегиона – Новосибирск. Он же становится большим хабом для организации поставок из России в страны Средней Азии»,– констатирует руководитель международной логистической компании.

Вся логика развития рынка товарно-транспортных перевозок Сибири (как транзитных, так и внутрирегиональных) обещала продолжение позитивных тенденций и в 2020 году. Высокая концентрация производственных предприятий, статистика по внешнеторговому обороту региона, ожидаемый дальнейший рост объемов перевозок в/из Юго-Восточной Азии, потенциал торгового сотрудничества со странами Ближнего Востока и Африки – все это вместе с наработками 2019 года позволяло смотреть на развитие бизнеса в регионе в 2020 году с умеренным оптимизмом, вспоминает недавнее прошлое кантри-менеджер по Уральскому и Сибирскому федеральным округам группы компаний AsstrA Даниил Чертов.